Повсеместное внедрение цифровых технологий на производстве и в быту – такой же всеобщий лозунг и тренд, каким сто лет назад была «электрификация всей страны».
Тогда идеальное устройство общества виделось как «электрификация» плюс народная демократия снизу доверху в форме «советов». Сегодня, с учетом сложного исторического опыта ищут уже не идеальные, но оптимальные решения. Но все равно новейшие электронные технологии должны помогать принятию обществом наиболее взвешенных и, что не менее важно, легитимных и общезначимых решений.
Программным «майским указом» президента России от 7 мая 2018 года «цифровая экономика» поставлена в одном ряду из двенадцати «национальных проектов». Это не означает, что всеобщая «цифровизация» затронет только экономические отношения хозяйствующих субъектов. Хотя в первую очередь речь идет именно о национальной системе финансовых транзакций, обеспечивающих прозрачность и контроль движения денег в социально значимых сферах, как платежи ЖКХ, обеспечение льготными лекарствами и других.
Развитие «цифровой экономики» включает в себя развитие самых современных технологий и практик отечественной ИТ-отрасли не только за счет корпоративного, но и государственного заказа. В том числе и в такой чувствительной сфере, как избирательная система. Скорее всего, именно поэтому председатель Центризбиркома России Элла Памфилова назвала амбициозной задачу создания не имеющей аналогов «прозрачной» для общественного контроля системы досрочного и удаленного голосования на выборах. Для создания такой системы предполагается применить технологию распределенных баз данных по типу «блокчейна». Насколько эта амбициозная задача выполнима в наших условиях?